пошук
Наталья Тесля
Автор
пошук
Наталья Тесля
Автор
Как известно, фоновая музыка – важная составляющая атмосферы любого ресторана. Маркетологи давно доказали, что с помощью правильно составленного плейлиста можно привлечь и удержать клиентов. Ведь музыка создает ощущение комфорта для посетителя и влияет на его впечатление о ресторане.
Выбирая музыку для своего заведения, ресторатору необходимо озаботиться и вопросом легализации использования музыки.
В Украине наметилась тенденция к более ответственному отношению собственников бизнеса к использованию авторских прав. Крупные ритейлеры и сети ресторанов как Silpo, Roshen, АТБ, семья ресторанов Димы Борисова, рестораны сети «Наша карта», рестораны Саввы Либкина и многие другие платят роялти за музыку.
Что нужно сделать ресторатору, чтобы легально использовать музыку – мы расскажем в данной статье.
Почему ресторатору нужно платить за музыку?
Музыкальные произведения являются объектом интеллектуальной собственности и авторского права. И за использование чужой собственности в своем бизнесе нужно платить.
В Украине отношения предпринимателей и авторов музыки регулирует закон «Об авторском праве и смежных правах». В частности, в нем говорится, что исполнение музыкальных произведений в месте открытом для свободного посещения неограниченным числом людей является публичным исполнением. Следовательно, использование музыки в кафе, ресторанах, и других заведениях торговли и услуг является публичным исполнением.
Также закон обязывает собственников бизнеса, в котором используется музыка, получить разрешение от правообладателей (собственников музыки) и выплачивать роялти. В случае нарушения этих требований наступает юридическая ответственность.
Как легально использовать музыку в ресторане?
Очевидно, что заключить договор с каждым автором, исполнителем и производителем фонограмм владелец ресторана физически не может, так как в плейлисте его заведения могут быть сотни треков. Поэтому Законом предусмотрено создание организаций коллективного управления (ОКУ). Такие организации действуют от имени правообладателей на основе полученных от них полномочий на управление правами.
Для того чтобы в ресторане музыка звучала легально, ресторатору следует заключить лицензионный договор с ОКУ. При этом стоит помнить, что как воспроизведение музыки с помощью аудио центра, так и использование радио, ноутбука, трансляция музыки со стриминговых сервисов, показ клипов (со звуком или без) и живое исполнение песен музыкантами является публичным исполнением и требует получения лицензии и выплаты роялти.
Цей матеріал вперше опубліковано на сайті posteat.ua та є його інтелектуальною власністю.
Ставки роялти и кто их устанавливает?
Расчет ставки роялти входит в компетенцию ОКУ. Суммы выплат за использование музыки рассчитываются для каждого ресторана индивидуально, исходя из количества посадочных мест и стоимости среднего чека. Ставки роялти не обременительны для предпринимателей, и не могут существенно повлиять на деятельность заведения.
Сколько стоит не платить?
Если музыка используется в ресторане без лицензии ОКУ и выплаты роялти – это нарушение Закона, который предусматривает санкции за нелегальное использование музыкальных произведений. В частности, это выплата компенсации в размере от 10 до 50 минимальных зарплат за один факт использования одного произведения. То есть минимальный штраф за одну песню составляет 37 000 гривен.
Судебная практика по искам о незаконном использовании имущественных авторских и смежных прав ведется очень активно. Суды рассматривают несколько сотен исков в год. При этом суммы компенсаций в 2018 году существенно увеличились. Например, киевское «Семейное кафе» заплатит 112 000 гривен за незаконное использование двух треков, а пиццерия «Югославия» — 223 000 гривен за один трек.
Как уберечь себя от штрафов?
Заключая договор с ОКУ, рекомендуем рестораторам проверить следующие моменты:
— согласно договору предоставляется право на использование и авторских и смежных прав, иначе ресторан не получит полной правовой защиты;
— у данной ОКУ есть договора с крупными правообладателями: Warner Music Ukraine, Sony Music, Universe Media, Moon Records, УМИГ, Lavina Music, ПП «Мировая музыка», ООО «Честная музыка», Falyosa Family Factory, Best Music.
Лицензия такой ОКУ является твердой гарантией от судебных претензий и предоставляет право на использование той музыки, которая наиболее подходит для привлечения клиентов в конкретный ресторан.
В заключение, напомним — соблюдение авторских прав это зона ответственности собственника ресторана. Выплата роялти за использование музыки – это цивилизованное ведение бизнеса, а также защита от штрафов и репутационных рисков.
Фото предоставлены автором. Автор: Наталья Тесля, менеджер по коммуникациям УЛАСП, ОКУАСП
Редакція сайту не несе відповідальності за зміст авторського матеріалу. Думка редакції може відрізнятися від думки автора.
Цей матеріал вперше опубліковано на сайті posteat.ua та є його інтелектуальною власністю.
Підписуйтеся на наші сторінки у соціальних мережах:
Коментарi
Хорошая статья. Конечно она уже устарела, учитывая последние изменения в законодательстве и может оказать "медвежью" услугу, ведь старые ОКУ уже не могут предоставлять права, а новых пока нет. Сейчас наравне с правообладателем (представителем правообладателя) только 1 аккредитованное оку по расширенному управлению теперь сможет выдать лицензию (еще его нет).