О рыбных сетях или одесском гопстопе от Злого эксперта - PostEat

пошук

О рыбных сетях или одесском гопстопе от Злого эксперта
17-01-2020 0 3136

Tatiana Robles

Автор


Пролог.

Когда-то, когда деревья были большие, а доллар по два — начинал возрождаться (скорее зарождаться, конечно) украинский ресторанный бизнес.

В то же время сквозь скорлупу неопытности, а порой и невежества проклевывал наружу свою хилую и несуразную башку ресторанный маркетинг, PR, брендинг & иже с ними.

Таких терминов тогда, конечно, никто не знал. Сравнивать проявления этих понятий в 90-е и в наше время — все равно что поставить рядом репродукции древних наскальных росписей и потолка Сикстинской капеллы. С подписью “найдите десять отличий”.

Двигались ресторанные маркетологи и пиарщики вперед интуитивно, наощупь. Черпали вдохновение у соседей со всех сторон. Подглядывали концепты и названия сквозь недавно открытый железный занавес и из зарождающегося интернета.

Развитие действия.

Гораздо позже маркетологи и пиарщики поднаторели и показали, что ресторанный бизнес может быть огромной империей, черпающей доход из маркетинговых контрактов.

А кто-то доказал, что благодаря эффективному ресторанному маркетингу и пиару можно продать что угодно на любой локации.

Потом мы поняли, что просто качественный продукт продавать мало и научились создавать эмоцию, благодаря которой продукт покупали охотнее.

Но все пришли к тому, что в ресторане главное оригинальная идея, концепт и миссия. Ключевое слово “оригинальная”. Теперь привлекаются целые команды, вливаются серьезные бюджеты, чтоб создать что-то новое. Чтоб не повториться. Не зайти на чью-то территорию. Привнести в эту индустрию что-то свежее.

Дизайнеры и художники расшифровывают ТЗ проекта нового ресторана, где запросы, как на роспись потолка пресловутой Сикстинской капеллы, а бюджет, как на наскальную роспись. Но команда встает на мостик и вписывается в бюджет, концепт и дедлайны. Правда потом долго лечит нервы.

Маркетологи с копирайтерами сутками корпят над каждым макетом и слоганом.

Юристы закрепляют на бумаге все эти наработки, как интеллектуальную собственность.

Чтоб те, у кого не хватает здоровья, фантазии, времени могли просто купить проект и все бы на нем зарабатывали. И те, кто его придумал и те, кто его купил. Все честно.

Завязка.

Последний такой пример удачного кейса и востребованной франшизы продемонстрировала сеть рыбных ресторанов в Киеве (уже не только в нем).

Люблю эту сеть потому, что это классический вариант сказки о сбывшейся мечте. О честном труде, который вознагражден.

Знаете как все началось?

Друг основательницы этой сети прислал ей черноморской рыбы.

А она, чтоб не тащить ароматный “тормозок” домой, попросила поваров на кухне ресторана, в котором работала приготовить нежданный подарок.

Так все и началось.  Сначала она поставляла рыбу в рестораны. Потом открыла свою рыбную лавку, где начала показывать покупателям, как готовить рыбу и других морских гадов.

Теперь это сеть из трех брендов, которая вышла за пределы Киева и продает франшизу всем поклонникам этого продукта по всей Украине. 

Вот же она! украинская мечта и цивилизованная модель бизнеса любимой Страны в одном флаконе!” — скажете вы.

А вот хренушки вам. Потому как можно выйти из 90-х, но не факт, что 90-е когда-нибудь выйдут из вас.

Лозунги “Зачем создавать свое, если можно отжать чужое” — до сих пор живы в головах наших коллег.

Кульминация.

Теперь к сути. 10 января 2020 года, в 12:00 открылся ресторан на улице Московской в Киеве. Одеса-мама.

Ресторан с точно таким же названием и логотипом, правда уже есть. В Москве. На Украинском бульваре. Одесса-мама / Odessa-mama. 

найдите десять отличий

 

В голове прозвучало сакраментальное “Совпадение?! НЕ ДУМАЮ!”.

Нет, нет, сейчас не про зраду. Может, конечно, ресторан в Киеве и открыли владельцы одноименного ресторана в Москве. А как иначе объяснить почти одинаковые логотипы и идентичные названия.

Не украли же?

Но при детальном рассмотрении выясняется, что традиция “заимствования” вполне актуальна. Вот, например, дизайн и концепт меню нового ресторана и меню той сети, о которой я говорила ранее. Просто для сравнения.

найдите десять отличий

 

Детали брендбука тоже порадовали.

найдите десять отличий

 

Дальше по мелочи. Дизайн помещений в сине-белых тонах (ну а в каких еще делать морскую и одесскую тематику), витрина со свежей рыбой на россыпи льда (да все так делают), все вариации сетей, канатов, весел, спасательных кругов, металлических ламп, стульев… (ой, фсьо).

найдите десять отличий

 

Эпилог.

Когда-то давно, один ресторан в Киеве украл фотографии для своей рекламы. Из фотосессии, которую я по долгу службы делала для другого ресторана.

Я обращалась к менеджменту ресторана-правонарушителя с просьбой убрать мои фотографии. Мне отвечали странными историями о “менеджере, с которым нет связи”.  Все фото были удалены из соц сетей буквально через несколько минут после того, как я побеспокоила личным сообщением владельца.

Перед этим мне говорили “да ладно, зачем с кем-то ссориться, не поднимай волну, все воруют”. Эти же люди потом на ресторанных тренингах начали читать лекции о важности оригинального контента.

Возможно, некоторые скажут то же самое и сейчас.

Возможно, в нашей стране еще не настолько развит культ репутации, как в США или Европе.

Ведь времена, когда опозоренный офицер стрелялся в своем кабинете — ушли безвозвратно. А традиция, когда политик, который пойман на неких махинациях добровольно подает в отставку — к нам еще не пришла. 

Возможно, инвесторы нового ресторана просто не захотели ни с кем делиться. Действительно, зачем кому-то платить за франшизу, если можно ПРОСТО ПОСТРОИТЬ ТАКОЕ ЖЕ ИЛИ ПОХОЖЕЕ!

А возможно, они заплатили гонорар своим маркетологам и дизайнерам за идею и ее разработку. Те в свою очередь решили, что и так сойдет. Предварительно освоив гонорар, разумеется.

Так все же может пора эволюционировать дальше и осваивать новый этап, на котором не будут воровать идеи?

Где люди будут честно генерировать новые концепты и не наносить урон своей профессиональной репутации и репутации собственников?

Да, это будет стоить некоторых денег. Но, ведь и ребята в новом ресторане не за еду работали?

Так много вопросов и так мало ответов. Хорошо бы они не остались риторическими.

 

Редакція сайту не несе відповідальності за зміст авторського матеріалу. Думка редакції може відрізнятися від думки автора.

Цей матеріал вперше опубліковано на сайті posteat.ua та є його інтелектуальною власністю.

Підписуйтеся на наші сторінки у соціальних мережах:

 



Tweet

Коментарi