пошук
Олесь Пинчук
Автор
пошук
Олесь Пинчук
Автор
Disclamer від редакції PostEat: ця стаття вперше була опублікована автором у власному блозі і готувалася саме для нього. Ми публікуємо цей матеріал з дозволу автора.
Ремарка: представленный мною список оценок не является всеобъемлющим. Это мое виденье, которое через какое-то время может быть улучшено, расширено или переработано:)
Так случилось, что совсем недавно ко мне начали обращаться с вопросами, которые основательно можно свести к одному «стоит ли ради знаний идти барбэком в такой-то бар»?
В основном значительная часть моих ответов сводится к словам «не важно где учиться, важно у кого».
Мне приятно, что у моих читателей присутствует стремление и энтузиазм для развития. И мне нравится, что вы осмысленно прекращаете искать идеальное место работы, тем самым начиная осознанно подходить к поиску учителей.
В этой статье я решил систематизировать знания и наблюдения, что накопились за последнее время, и объединив их — представить вам алгоритм оценки бармена именно как наставника, по которому можно будет принять решение — стоит у него учиться или нет.
Небольшое примечание: есть два понятия «бармен-одиночка», и «команда». Это разные структуры и если методика оценки команды будет отличаться от стандартной оценки бармена, я это отмечу.
Пожалуй, начнем с самого важного.
Образование
Плох тот учитель, который орет, что он всему научился сам. Я такому не верю, а ты?
В барной движухе много хороших самоучек, но тех кто реально развивает индустрию мало, а барменов на рынке тысячи.
Главное в работе бармена — образование. Дипломы социологов и психологов в комплекте с конспектами университетских занятий мало чем помогают на практике. И на способность выстраивать взаимоотношения они никоим образом не влияют. Настоящий бармен, помимо улучшения качества своих коктейлей, умения определить настроение гостя и угадывания вкусовых пристрастий, также обучается навыкам определения потребностей и совершенствуется в их удовлетворении.
В командах учат будущих барменов до выпуска на самостоятельную работу как падаванов, которые чаще всего работают барбэками на подхвате у наставника. Должность барбэка я разделяю на 3 уровня развития: заготовщик, складовщик и помощник бармена ( тот, кто находится за барной станцией и активно участвует в рабочем процессе, снимая с бармена часть обязанностей).
Падаванить зачастую выгодно; за несколько месяцев можно, на удивление, много перенять у наставника, а за несколько лет (японская практика) — обучиться практически всему.
Развитие
На сколько часто бармен обучается сам? Где повышает квалификацию? У кого учился и что нового узнал за последнее время?
Тут нужно присмотреться к его «тусовке». Именно на встречах тусовки создаются новые фишки и подвергаются проверке свежие наработки. Появляется возможность получить ценную обратную связь и вообще совершенствоваться.
Ежели бармен несколько лет назад прочитал библию бармена, посетил парочку заезженных мастер-классов и бесплатных дегустаций, после чего возомнил себя центром вселенной.. Думай сам.
В командах такие встречи проходят без посторонней публики (при закрытых дверях), где регулярно устраиваются мастер-классы и проработки, на которых и происходит обмен знаниями, фишками и опытом.
Собственные наработки
С этого момента стоит начать присматриваться повнимательнее. Как пример, давай возьмем рядового бармена. Он работает по заученному шаблону, созданному сто лет назад, адаптированному под текущую ситуацию на рынке 5 лет назад и без каких-либо изменений воспроизводит его от и до.
Тут такая фишка — наставник, это образец для подражания и моделирования. Чему у такого бармена может научиться ученик?
По-хорошему, у бармена-наставника должно присутствовать отражение его творчества в реальность. Например, прогрессивные идеи, уникальные разработки, публикации и статьи.
В командах как правило идеи генерируются в мозговом центре, которой состоит от одного до нескольких человек. Для них главной задачей является создание фундамента, заданием остальных барменов, состоящих в команде, является донесение новых идей до максимально широкой аудитории.
Уникальность наработок
Достойную идею подсмотреть не грех. Но прикарманить все наработки — это чистой воды воровство. Доказать сложно, но от этого воровством быть не перестанет.
К бармену можно и стоит идти не задумываясь, если авторских наработок у него много.
Если же своих наработок всего несколько штук, а то и меньше, а все остальное он подслушал у других или увидел на ютубе.. Ну его подальше такого «учителя».
В командах все чутка иначе. Зачастую будущий бармен по началу нарабатывает опыт, действуя по программе коллег. После обретения опыта он начинает экспериментировать и генерировать собственный материал. Что впоследствии способствует созданию его личной модели поведения, благодаря которой он обретает индивидуальность.
Отзывы учеников
Пообщайся с его учениками. Желательно не сразу после их повышения/ухода, а спустя какое-то время.
— Понравилось ли учиться?
— Уделялось ли наставником внимание к ним на протяжении всего обучения?
— Исполняет ли договоренности перед учениками? (к примеру, подписался что-то сделать и через неделю забыл).
— Насколько эмоционально наставник включен в разговор? (работает и учит по шаблонам или живет общением?)
— Сколько учеников стали барменами? (100% результата не бывает)
Этичность бармена
Существует такое понятие, как профессиональная этика. Она состоит из трех составляющих:
— Профессиональная солидарность. Как он отзывается о товарищах? Если кругом одни пидорасы, а он — д’Артаньян, это говорит об обратном. Профессионал способен высказывать критику конкретно и объективно, не используя эмоциональные формулировки. А переходы на личность и эмоциональная оценка говорят о том, что больше ему добавить нечего. Непредвзятая оценка (например, Андрей использовал следующий алкоголь в таких пропорциях, что на мой взгляд не особо приемлемо) является критерием грамотного подхода.
— Соблюдение конфиденциальности о гостях и коллегах (имена, номера телефонов, случаи с работы).
— Выполняет ли сам, что проповедует. Например, везде заявляет о том, что презирает какой-то бренд, в то же время, активно использует его в работе. Это мера двойной морали (так сказать я классный, и мне позволяется, а тебе — нет). Лицемерство и хуегуризм (от слов: хуевый+гуру).
Выводы
Оценивая каждый пункт плюсом или минусом, подведем итог:
Образование +
Развитие +
Собственные наработки +
Отзывы +
Этичность +
К бармену набравшему пять плюсов — идти учиться можно и даже нужно. Три — можно. Ноль плюсов указывает на то, что перед вами ноль.
Я понимаю, что представленный образ бармена-наставника может показаться слишком уж идеальным. И если такой герой где-то и появится, то попасть к нему в ученики будет не просто. Поэтому, перед тем как идти и проситься к нему в подмастерье, рекомендую спросить себя, зачем ему учить именно вас? Как и чем вы можете его заинтересовать? Что он с этого получит?
Ну, как-то так..
Редакція сайту не несе відповідальності за зміст авторського матеріалу. Думка редакції може відрізнятися від думки автора.
Цей матеріал вперше опубліковано на сайті posteat.ua та є його інтелектуальною власністю.
Підписуйтеся на наші сторінки у соціальних мережах:
Коментарi