Древний Рим и вино: от заката до рассвета - PostEat

пошук

Древний Рим и вино: от заката до рассвета
23-10-2020 0 234


От саботажа до церковной мессы — ничего не обходилось без вина.

Рим — это колыбель культуры вина Старого Света, нигде вино не знало такой популярности, как в империи. Темой вина пропитаны мифология и религия, это самый востребованный и употребляемый продукт того времени. Вино входит в обязательный рацион солдат постоянно воюющей державы, ежедневный напиток за обеденным столом семьи любого сословия. От копеечного до немыслимо дорогого — любовь римлян к вину безгранична. Именно они и создали рынок вина. Под руку с экспансией идет массовая стандартизация виноградарства Европы, на смену разношерстным аматорским методам приходит систематизированный комплекс знаний от виноградарей полуострова. Миф и религия были ключевыми инструментами, с помощью которых эти знания и навязывались, формируя взгляды и отношение людей того времени к вину как таковому.

Дионис один из первых “винных” богов, упоминаемых в культуре материковой Греции. Самые ранние письменные свидетельства о поклонении Дионису приходят из микенской Греции, примерно 1300 г. до н.э..  Наблюдая за эволюцией божества под влиянием смешения религий и политики в различных пантеонах, можно заметить тенденцию проявления тех или иных качеств для каждого временного среза. Первичные культы, как правило, отличаются смешением многих аспектов образа божества особой жестокостью и кровожадностью. Дионису, помимо вина и виноделия, причислялись плодородие, реинкарнация, безудержные вакханалии, освобождение, безумие творчества, религиозный экстаз и многие другие.

«Ванны, вино и секс портят наши тела, но ванны, вино и секс делают жизнь достойной жизни».

Эпитафия Тиберия Клавдия Секунда

С неудобными для властей культами разбирались старыми добрыми методами — ребрендинг божества с выделением некоторых аспектов в эпитеты, своего рода дочерние компании. Культ реструктуризировали и видоизменяли.

Эпитеты к божеству — это иносказательные формы имени бога, которые удостоились отдельного образа. Популярность или забытье к ним приходило с востребованностью в театре. Аспекты, которые власть желала популяризировать задействовались в спектаклях чаще. А неугодные власть имущим впадали в забвение. И именно благодаря театральной сцене. У людей не было возможности быть не религиозными. Благодаря мифу и театру религия была единственным источником знаний и развлечений для подавляющего большинства людей.

Иносказательная форма имени божества — расщепление и подмена первоначального образа. Выделяя конкретные аспекты божества в отдельный образ, можно было использовать его по мере надобности, с акцентами на положительном или отрицательном контексте. Таким образом людям доносилось «что такое хорошо и что такое плохо». Так, у Диониса есть два основных временных последователя, Либер и Вакх (Бахус), и более 20 эпитетов.

Это яркий пример реализации понятия «разделяй и властвуй». Между двумя последователями Диониса постепенно разделяют основные его аспекты — вакханалия отходит Вакху, а свободы остаются за Либером.

«Вино — прекрасное лекарство от тяжести и печали».

Сенека, римский драматург и философ (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.)

Прапредок образа Диониса — Дифирамб, более самобытное божество со стихиями-родителями Огнем и Водой. Прослеживая общую тенденцию окультуривания богов, можно заметить, что первичные древние божества проявлены стихийно и архаично. Со временем же происходит развитие образа и придание ему человеческих форм и проявлений. Боги в мифах становятся все ближе к людям и все белее на них похожими. Такая тенденция формировалась во многом непосредственно властью, ведь культы первичных богов славились массовыми кровавыми вакханалиями и формировали опасную контркультуру. А потому неконтролируемы. Театры же были общественными, деньги на их содержание, постановки и труппы выделялись государством.

В то время как Либер (Либерий) культивировался в пьесах для плебейской аудитории и на праздновании совершеннолетия римских мальчиков, культ Вакха (Баканалия) был основан на освобождающей силе вина, способной вводить в экстатическое состояние, которое как никогда кстати приходится в оргиастических практиках.

Становление независимых друг от друга образов Вакха и Либера произошло далеко не сразу. На протяжении нескольких столетий культ Либера сопровождался вакхическими мистериями, вакханалиями.

Эти аспекты его культа оставались потенциально антиримскими и представляли собой эпицентр гражданского неповиновения. Изначально, в вакхических мистериях принимали участие только женщины, и проходили они раз в год. Когда же участие в них начали принимать и мужчины, то мистерия превратилась в массовую вакханалию с частотой в пять раз в месяц. Власти теряли контроль над культом, запреты игнорировались. В 186 г. до н.э. был издан закон, запрещающий проведение массовых оргий и вакханалий. Параллельно за неповиновение казнено порядка 6000 человек. Происходит глобальная реформа культа. Вакхические практики оставляют Вакху, но запрещают их проведение в публичных местах и урезают количество посвященных в одной практике. Либера закрепляют на позиции романизированной формы Диониса, именуя богом всего семени — человека, животного и винограда, так называемого мягкого семени. Символика фаллоса и виноградной лозы все же остается за обоими. Главный объект ритуалики — вино, оно же мирское проявление божества.

«Bonum vinum laetificat cor hominis — Хорошее вино радует сердце человека».

Латинская пословица

Либер покровительствовал самому большому и наименее влиятельному классу граждан Рима — плебеям. Это связывает его с определенными формами плебейского неповиновения гражданской и религиозной власти, на которую претендует патрицианская республиканская элита Рима. И был одним из самых популярных богов того времени. Впоследствии оставил неизгладимый след на становление христианской религии. Признание христианства и принятие единобожия происходит далеко не сразу. Несколько столетий были противостояния и гонения християн. Миланским указом 313г. император Константин переопределил имперскую идеологию как идеологию взаимной терпимости. В 380г. християнство оглашается официальной государственной религией Римской империи. Так нектар богов становится кровью Божьей.

Колоссальное количество внимания, уделяемого теме вина и виноделия в мифологии и религии связано с тем, что вино — самый распространенный и часто употребляемый продукт в Римской империи. Большая популярность вина повлияла и на изменение римского режима питания всех классов общества. Во ii веке до н.э. римляне начали отказываться от еды типа каши, тем более на хлебной основе. Вино позволяло есть более сухую пищу. Количество потребляемого вина на душу населения в сытые времена запросто достигало показателя — бутылка на человека в день.

Посредством торговли, военных кампаний и поселений римляне принесли с собой вкус к вину и желание сажать виноградные лозы и другим народам. Виноделие было одной из основных отраслей в экономике государства. Римские торговцы вином были готовы торговать с врагом и союзником, от карфагенян и народов южной Испании до кельтских племен Галлии и германских племен на Рейне и Дунае. Дунайский винный путь — яркий пример военных кампаний, которые всегда сопровождались внедрением винодельческой культуры на новых землях. Это было в первую очередь экономически целесообразно, поскольку в обязательный паек солдата каждый день входило от 0,5-1л вина, а его транспортировка была очень затратна. Транспортировка раненых — тоже непозволительная роскошь для постоянно воюющей империи. После лечения, если таковое было возможно, солдату полагался удел на завоеванных территориях, подразумевающий участок с местом под жилье и виноградник. Конечно были разные ситуации и обстоятельства, но основной вклад в ассимиляцию винодельческого мастерства на новых землях привносят именно последствия военного присутствия.

«In Vino Veritas — Правда в вине».

Плиний Старший, Римский офицер и энциклопедист (23-79 гг.)

Следует понимать, что вино для Римской империи было второй валютой.К зарекомендовавшим себя винным регионам, моментально проторивались торговые пути, что означало появление и нового монетного двора. Обязательное военное присутствие при монетном дворе провоцировало расширение виноградников. Активней, чем воевать, римляне могли только пить вино. Так благодаря стремительно расширяющейся торговле вином происходит и развитие валюты империи. Каждая провинция начинает чеканить несколько типов монет благодаря появлению отдаленных от центра локальных монетных дворов.

Формирование конкурентного рынка вина приводит к массовой и повсеместной стандартизации отрасли. Виноделы со свежезавоеванных римлянами земель старались соответствовать предпочтениям нового рынка, моментально перенимая тонкости в работе при возделывание и производстве, выращивая новые для них сорта. В империи были популярны насыщенные крепкие красные и сладкие плотнотелые белые вина. Плиний Старший упоминает одно вино, которое можно было смешать с водой, в восемь раз превышающей его собственный объем. Взятие Карфагена (нынешняя территория Туниса) привносит на рынок империи розовое вино. В Тунисе, с начала своей винодельческой истории и по сей день, подавляющее большинство произведенных вин — розе.

«Оно согревает кровь, придает блеск глазам, и вино и любовь всегда были союзниками».

Овидий, римский поэт (43 г. до н.э. — 17 г. н.э.)

Важность Древнего Рима в становлении качества мира вина сложно переоценить. Традиционные методы виноделия империи по-прежнему отражают современные методы винификации, а некоторые сорта винограда, которые получили распространение в те эпохи, являются прародителями сортов культивируемых в наши дни. Римская империя даровала бесценное наследие, заложив основы виноградарства на землях, которые впоследствии стали всемирно известными винодельческими регионами Старого Света.

Статтю підготувала: Анастасія Колярова, власниця винного бару “Віан”. Фото надані А. Коляровою.

Редакція сайту не несе відповідальності за зміст авторського матеріалу. Думка редакції може відрізнятися від думки автора

Підписуйтеся на наші сторінки у соціальних мережах:

 



Tweet

Коментарi