пошук
Anastasiia Koliarova
Автор
пошук
Anastasiia Koliarova
Автор
За свою многовековую историю Великобритания во многом сформировала мировые тренды каждой из эпох, задавая «хороший тон» своими предпочтениями в выборе вина. Если винному региону удавалось зайти на британский рынок — это была подпись под новым бестселлером. Ведь что пьёт знать — то пьют лучшие. Так на весь мир загремели херес, марсала, портвейн. Кстати, изначально портвейн был в лучшем случае терпимым красным вином, быстро «улучшенным» за счёт добавления бренди, который подошёл британскому вкусу и стабилизировал вино во время жарких и длительных морских путешествий. Эволюция портвейна — ещё один пример того, как вино было создано целенаправленно для британского рынка. Также следует учитывать издержки транспортировки. Ввиду удаленности островов королевства, вина для сохранности в пути неизбежно крепили спиртом или сахаром.
Кто бы мог предположить, что страна, славящаяся любовью к креплёным напиткам, будет производителем тончайших игристых вин, которые обходят в изяществе аромата и глубине вкуса ведущие шампанские дома?
Первое игристое, хоть и не из винограда, выращенного в Великобритании, было произведено в середине xvii века. Тогда, 17 декабря 1662 года, доктор Кристофер Меррет представил Королевскому обществу игристое вино с добавлением сахара.
Вопрос о том, когда именно было произведено первое игристое вино из английского винограда, остаётся открытым. Вина, произведённые в Англии в середине xviii века, считались сопоставимыми с шампанским. Достопочтенный Чарльз Гамильтон, владевший виноградником, посадил на нём сорта Pied Rouge, Muscat Blanc, Muscat Rouge, Guillan Blanc и Sauviot, а также нанял французского беженца-гугенота Давида Женеста для ухода за виноградными лозами и изготовления вина. В декабре 1754 года Женест написал своей сестре в Бордо следующее: «Было изготовлено четыре бочки вина, две из которых были проданы как vin de Champaign по 50 пьес за баррель» — отметим, высокая цена за баррель для того времени. В 1775 году Гамильтон писал, что он также посадил: «Два сорта бургундского винограда: Auvernat, самый нежный, но и самый чувствительный, и виноград Miller, обычно называемый Черной Гроздью, который более вынослив. В первый год, когда я сделал белое вино [ранее Женест делал только красное], оно почти напоминало аромат шампанского; и еще через два или три года, когда виноградные лозы окрепли, к моему большому изумлению, мое вино имело более тонкий вкус, чем лучшее шампанское, которое я когда-либо пробовал. Оно искрилось и переливалось в бокале, как и шампанское». Конечно, шампанское в те дни не всегда было игристым вином, которое мы знаем сегодня, и были доступны как “Champagne mousseux”, так и “Champagne non-mousseux”. Но об искристости рассуждают в контексте игристых.
История вина и виноделия в регионе уходит корнями, вероятно, еще в i век до н.э. С тех пор коммерческое виноградарство переживало взлеты и падения. Во многом они были связаны с крайне капризным климатом, который редко жаловал урожаи тёплым солнечным летом.
Период с конца Первой мировой до окончания Второй мировой — единственный за три тысячелетия, когда виноградные лозы для производства вина в значительных объёмах не выращивались в Англии или Уэльсе. Несомненно, в то время некоторые виноградные лозы выращивались в масштабах, доступных садоводам-любителям, однако на протяжении более 25 лет коммерческие виноградарство и виноделие были полностью прекращены.
Первый коммерческий виноградник, Hambledon в Хэмпшире, был посажен в 1951 году. Но настоящее расширение виноградников в Англии и Уэльсе протекало с начала до середины 60-х годов. Виноградники распространились по всей стране с новыми участками, системами обучения и обрезки, и самое главное — были введены сорта винограда. Началось развитие отрасли. Первый бум приходится на начало 70-х и продолжается до середины 80-х.
В 1977 году количественный показатель территорий виноградников превзошёл средневековой, простираясь от Корнуолла, Ланкашира и до Йоркшира.
С середины 80-х по начало 90-х наблюдался первый значительный спад. Массово разорялись и закрывались винодельни, неудачно подобравшие участок или лозу. Появляется выражение «Лучший способ заработать небольшое состояние — это заработать большое состояние и купить английский виноградник». И неспроста: англичане не жалеют денег на собственные предприятия, в которых утрату веками наработанных традиций восполняют приобретением лучшего оборудования даже в небольшие винодельни и приглашением к сотрудничеству экспертов мирового класса.
За время спада паника настолько одолела виноградарей, что появились слухи о возможном запрете на высадки новых плантаций ввиду нерентабельности отрасли. Что повлекло за собой следующую волну ажиотажа. С 1992 по 1994 год было посажено аномально большое количество виноградных лоз. Всё делали очень быстро, но на этот раз особое внимание уделялось участкам, почвам и сортам лоз. Словом, отрасль очистилась достаточно быстро.
Научный подход вскоре начал оправдывать себя. Принцип, согласно которому подбирались участки, почвы и методы, дал высококлассные вина. Качество, как синоним: виноделам стало понятно, что им нечего делать в дешёвом сегменте рынка вина. Их винное производство одно из самых дорогостоящих в мире — дорогие земля, персонал, материалы, техника. Было принято стратегическое решение производить премиальные вина. В среднем, игристое из Великобритании в 1,5-2 раза дороже позиций из Шампань ввиду высокой себестоимости продукта.
За последние 10 лет отрасль увеличилась вдвое, а с начала века — втрое. Виноградники начинают высаживать всё северней. Ещё до начала века статистика погоды и тёплого лета составляла 10/2, то есть, лишь 2 года из 10 считались удачными и тёплыми. Сегодня же она 4/4 — лето становится суше и теплее.
На протяжении более чем столетия планкой высококачественных игристых вин было шампанское. Южные графства Англии имеют много общих геологических и климатических характеристик с соседним регионом Шампань. Холмистые склоны с меловой почвой и долгое мягкое лето — идеальное сочетание для производства высококлассных игристых вин.
В регионе Шампань уже не первое лето кряду отмечают рекордно высокие показатели температур. Виноградари вынуждены собирать урожай на 18 дней раньше. Но главное — виноград теряет свой традиционный баланс сладости и кислотности. Эстафету производства игристых в классике вкуса перенимают северные регионы. В Великобритании высажено много Chardonnay, Pinot Noir и Pinot Meunier. Терруар Шампань с уникальным климатом и сортами способствует созданию продукта, выделяющемуся сочетанием элегантности и утонченности. Производители следят за соблюдением качества во всех деталях производства. Вплоть до того, что игристое запечатывается именно в фольгу, а не в дешёвый аналог — синтетический полимер.
Промышленность состоит из небольших виноделен, сконцентрированных на производстве монопродукта высокого качества из моносорта. Игристые производят из Chardonnay или шампанского бленда. Виноделы выбирают сорта на своё усмотрение, таким образом удаётся не создавать внутреннюю конкуренцию.
Розовые игристые вина, произведенные из винограда, выросшего в столь сложном климате, оказались настолько нежными, что за 20 минут на свету страдал не только цвет напитка, но и терялась ароматика, а во вкусе появлялась горечь. Виноделы придумали, как защитить вино, оставив ему самобытную нежность — подавляющее большинство розовых вин разливается в непрозрачные бутылки. Вы не узнаете оттенок розового вина, не открыв бутылку, но производители поручаются за его качество.
«То, что когда-то считалось безобидной эксцентричностью, стало за последнее десятилетие одним из самых многообещающих достижений винного мира» — говорит винный критик и писатель Andrew Jefford.
Виноделы начали активно заявлять о себе с 2015 года. По данным налогового и таможенного департамента Её Величества, количество новых виноделен, открытых в Великобритании за 2015 год, выросло на 41%. Английское участие во всемирных конкурсах и дегустациях было тут же отмечено мировыми экспертами, винное сообщество невольно зашепталось. Количество выигранных медалей растёт из года в год.
Decanter World Wine Awards 2020 отличился еще большей серией побед для английских производителей: количество заявок увеличилось на 7% по сравнению с 2019 годом, а 21 графство по всей Великобритании было отмечено медалями и наградами. Великобритания была награждена в общей сложности 150 медалями, в том числе двумя Best in Show, 3 платиновыми, 5 золотыми, 94 серебряными и 46 бронзовыми. Игристое вино продолжает доминировать и демонстрировать свой класс, завоевывая 65% от общего числа медалей.
В то время, как мировые винные критики и эксперты от Нью-Йорка до Токио восхищаются новой позицией на рынке премиальных игристых, в самой Англии об этом практически ничего не знают. Англичане не воспринимают всерьёз и не ценят свой продукт. Основное же препятствие в работе с собственным рынком вызвано путаницей в терминологии локальных вин.
Wine of Great Britain vs British wine
Исторически так сложилось, что под наименованием British wine продается вино сомнительного качества, изготовленное хоть и в Великобритании, но из иностранного концентрата, привезенного в цистернах. Англичане, привыкшие издавна видеть на полках супермаркетов трёхлитровые тетра-паки с надписью «British wine» полагают, что это и есть вино, произведённое их страной.
Виноделы огорчены тем, что правительство не желает идти на встречу молодой и столь ярко зарекомендовавшей себя отрасли. В частности, снижения акцизного сбора и НДС помогли бы отрасли быстрее развиваться. Но ключевой вопрос — в регламентировании понятий, путаница в которых постоянно причиняет репутационный удар. Сообщество производителей в последние годы активно лоббирует понятие Wine of Great Britain или Wine GB.
Виноградари говорят о продолжении тенденциозного роста качества в xxi веке. Лето становится всё теплее и суше, отмечаются рекордные показатели урожаев. Винодельческая промышленность является самой перспективной и активно развивающейся сельскохозяйственной отраслью Великобритании. Доля игристых на рынке бесспорно лидирует, но всё больше виноделен заявляет о начале производства красного вина.
Высажен виноградник в Шотландии, земли осваиваются с учетом перспективы смены погодных условий. Учитывая тенденции изменений климата, Великобритания — страна с избыточным потенциалом земель для виноградарства как минимум на ближайший век.
Статтю підготувала: Анастасія Колярова, власниця винного бару “Віан”. Фото надані А. Коляровою.
Редакція сайту не несе відповідальності за зміст авторського матеріалу. Думка редакції може відрізнятися від думки автора
Цей матеріал вперше опубліковано на сайті posteat.ua та є його інтелектуальною власністю.
Підписуйтеся на наші сторінки у соціальних мережах:
Коментарi