Как зарабатывают украинские повара? - PostEat

пошук

Как зарабатывают украинские повара?
17-02-2020 0 1408


Фраза «шеф-повара – новые рок-звезды» постепенно докатилась до Украины и обретает собственный смысл. Количество заведений растет, постоянно появляются новые и закрываются те, что не взлетели или устарели. О заведениях пишут и говорят довольно много, вылазки в новые места становятся отдельным видом досуга, и постепенно имена определенных поваров становятся всё привычнее и узнаваемой.

При таком буме заведений очевидным кажется и рост количества поваров. Но как обстоят дела в их профессиональной сфере, на чем они зарабатывают? За последний год в США в ответ на очень низкие относительно многих других профессий почасовые ставки персонала на кухне появилось несколько приложений, которые помогают ресторанам находить работников на короткое время, а поварам – больше зарабатывать. А как подрабатывают украинские повара? Доступные варианты, безусловно, сильно зависят от их уровня мастерства и известности.

Новички: работа, совмещенная с учебой, и разовые подработки

Если говорить о студентах и молодых выпускниках заведений, готовящих поваров, то для них зачастую доступны варианты выполнения простых технических задач, и, соответственно, довольно низкая оплата. Это базовый персонал кухни, работающий по сменам в свободное от учебы время, и постоянный персонал на простейшие задачи (подготовка ингредиентов, заготовок, лепка котлет, вареников и суши в сетевых заведениях). Предложениями о работе подобного плана завалены любые сайты по трудоустройству и olx.

Помимо постоянного трудоустройства многие выбирают разовые подработки как источник дополнительного дохода. У ресторанов зачастую возникает необходимость срочно нанять на смену или пару дней человека, если кто-либо из команды выбыл по болезни или просто исчез со связи. Также в разное время загрузка кухни неравномерна, праздничный период или особенности туристического сезона, когда заведению не выгодно круглогодично держать большее количество персонала на постоянной основе, также вносят свою лепту. Тут молодым поварам в помощь приходят группы в Telegram и Viber, где набирают персонал на короткие сроки. Но часто такие работы не оплачиваются сразу по выполнению задачи, за своими деньгами еще нужно побегать и подождать. Такой вид подработки довольно стрессовый и изматывающий, поэтому подойдет далеко не всем.

С другой стороны, к плюсам этого вида дополнительного заработка можно отнести возможность побывать на множестве кухонь, знакомство с различными условиями и организацией команды. Если вы достаточно быстро соображаете и работаете, это открывает возможности для более динамичного профессионального роста – можно на практике осваивать техники и продукты под присмотром более опытных коллег. И в перспективе устроиться именно в то место, где вам комфортно и интересно расти.

Альтернативой смене кухонь и коллективов является разовая работа на банкетах и в службах кейтеринга. Пришел, поработал, получил оплату. Конвейерная работа, мало интересного, но всё быстро заканчивается и платят неплохо.

Для молодых и энергичных доступна опция второй работы в выходные дни на первой работе. Таким образом график 3 через 3 превращается в бесконечную вереницу кастрюль, но если вы знаете зачем это делаете – то это тоже имеет право на жизнь.

Работа вне рамок ресторана: частные клиенты

С начала этого года в Украине заработал сервис The Chef, который чем-то напоминает аналогичные американские приложения, но связывает поваров не с ресторанами, а с обычными клиентами. Начиная этот проект, его создательница Анна Прокофьева исходила из того, что в Украине распространен предрассудок о том, что позволить себе услуги частного повара могут только люди с очень высоким доходом.

Хотя, если посмотреть на расценки, указанные на ресурсе, разброс цен на блюда для компании составляет от 200 до 10 000 грн, средний же ценник в районе 800-1500 грн. Для поваров сервис интересен тем, что вы сами можете решить, что вам интересно готовить, на каких условиях и в какие дни. Завтраки, ужины для компании, обеды на неделю, индивидуальные или групповые мастер-классы – решение за вами. В целом же это пока единственный в Украине сервис, который настолько узко сфокусирован на теме еды и поварах. Одним из главных плюсов платформы является возможность оставлять отзывы как на поваров, так и на заказчиков, система таким образом работает в обе стороны.

Для поваров, которые уже освоились на кухне и обладают опытом, а также тех, кто не очень любит коллективы или атмосферу профессиональных кухонь, доступен вариант трудоустройства персональным поваром. Очень активно рекламируют этот вариант агентства по трудоустройству, суля высокие зарплаты (от 15 до 35 тыс. грн в месяц). Но, честно говоря, часто это выглядит, как брокерские агентства: вы платите деньги за добавление вас в базу, ходите по собеседованиям и в результате… ничего. Тут необходимо либо точно знать, в какое агентство идти и быть уверенным в достаточности собственного опыта, либо играть в рулетку. Чаще успешные варианты подобного трудоустройства происходят по личным рекомендациям, и устроиться на работу возможно не только в Украине, но и заграницей. Несколько поваров, с которыми я общалась, именно так и проработали некоторое время. Если вы хорошо себя показали и с нанимателем сложились теплые отношения, то вас ежегодно приглашают на работу в семью на определенный период. Так Виктор Петренко, шеф-повар винного бара «Бальтазар», уже несколько лет подряд каждое лето выезжает на работу в итальянскую семью. Екатерина Ткачук, WineLove, тоже имеет опыт работы личным поваром как в Украине, так и в Европе.

Повара также используют открывающиеся фриланс-возможности без привязки к заведениям. Кому-то удается показать себя в качестве фуд-стилиста и зарабатывать этим на рекламных съемках. Некоторые ребята подрабатывают написанием техкарт – хороший кусок работы, которым можно заниматься параллельно с основной работой. Для Андря Петренко источником дополнительного заработка стала продажа товаров для поваров в своем инстаграм-магазине.

Дополнительные возможности для поваров открывает участие в разнообразных поварских группах и ассоциациях. Они регулярно приглашают своих членов к оплачиваемому участию в проведении различных мероприятий.

Сезонная миграция

Некоторые повара пользуются возможностями сезонных заработков. Если до 2014 года массовая миграция летом происходила в Крым, то после аннексии Крыма и подписания безвизового режима с ЕС украинские повара летом уезжают в курортные зоны юга Украины и в Европу. Это позволяет в короткие сроки неплохо заработать, но к минусам относится то, что, в общем-то, кроме кухни вы больше ничего не увидите, а покинутые работодатели относятся к подобным побегам совсем неблагосклонно и скорее откажут вам в восстановлении на рабочем месте.

Партнеры, амбассадоры и консультанты

Целый букет возможностей появляется, когда повар или шеф-повар достигает определенной известности и его заведение пользуется популярностью. Вам могут предложить стать бренд-амбассадором или лицом компании. Так Евгений Клопотенко является бренд-амбассадором техники Franke, Виталий Гуралевич – представитель техники Thermomix, Марко Черветти – амбассадор сети «Сiльпо». Некоторые рестораны предлагают позицию бренд-шефа, которая предполагает курирование меню. Случаются заказы на разработку авторских блюд: Владимир Ярославский в прошлом году разрабатывал несколько бургеров для сети быстрого питания. И также на примере Ярославского можно проиллюстрировать вариант дополнительного заработка через участие в ТВ-шоу, Владимир является судьей кулинарного шоу «Мастер Шеф Профессионалы».

Он не единственный повар, которому удается вести успешное сотрудничество с ТВ. Помимо этого активно растет категория фуд-шоу на YouTube, которая со временем позволяет монетизировать усилия по созданию контента и привлекать рекламодателей.

Можно смело начинать проводить поп-ап ужины, мастер-классы, преподавать в кулинарных школах. Подобным образом обстоят дела у большого количества известных украинских поваров: широко известных лиц не настолько много, и компаний, желающих предложить сотрудничество, пока на всех хватает. К слову о мастер-классах и ужинах – это возможность дополнительного заработка не только для шеф-поваров, которым их заказывают, но и для работников их кухонь, ведь они в подобных случаях также часто привлекаются в процесс.

Илья Сёмин, шеф Loggerhead и Tin Tin, часто получает запросы на проведение мастер-классов, помощь в разработке или коррекции меню. Именно эти два направления на данный момент являются основными источниками подработок для Ильи.

По его словам проработки блюд для других заведений часто предоставляют возможность освоить те позиции, которые не было возможности проработать в своих заведениях, таким образом получается двойная выгода. Он также использует проведение поп-ап ужинов и для дополнительного заработка, и для тестирования новых форматов и меню. В январе этого года Илья дважды проводил поп-ап TACO’n’MEZCAL, во время которых в пустующем перед ремонтом помещении Slurp устраивал дегустацию настоящих мексиканских тако с мексиканскими напитками. Запуск мексиканского заведения намечен на вторую половину этого года, а пока уже есть всё оборудование для никстамализации и приготовления тако – это чудесная возможность отбить часть затрат, протестировать блюда на клиентах и получить удовольствие от процесса. За два проведенных мероприятия удалось полностью окупить первичные затраты, бесплатно сделать рекламу будущему заведению и получить обратную связь по меню от клиентов.

Если возникает возможность, повара с удовольствием соглашаются на приглашения провести ужины в других заведениях и городах. Для этого необходимо обладать определенной известностью в соцсетях, зато за 1-2 дня можно неплохо заработать.

Таким образом возможностей для дополнительного заработка у поваров всех уровней хватает, необходимо лишь понять, что вам близко и интересно. Не обязательно застревать в одном формате, всегда можно перебирать варианты и двигаться в соответствии с вашим самоощущением.

Фото надані автором

Редакція сайту не несе відповідальності за зміст авторського матеріалу. Думка редакції може відрізнятися від думки автора.

Підписуйтеся на наші сторінки у соціальних мережах:

 



Tweet

Коментарi